НАСТАВНИЧЕСТВО
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Потенциальные наставники:
обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
педагоги, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
родители обучающихся – активные участники родительских или управляющих советов, организаторов досуговой деятельности, с активной гражданской позицией;
выпускники, заинтересованных в поддержке своей школы;
сотрудники предприятий, заинтересованных в подготовке будущих кадров;
успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт;
сотрудники некоммерческих организаций и участники социальных проектов.
Основные принципы наставника, способствующие организации эффективного сотрудничества и реализации всех задач программы наставничества, могут быть выражены следующим набором категорий:
Принятие
Умение слушать
Умение слышать
Умение задавать вопросы
Равенство
Честность и открытость
Надежность
Последовательность
Организаторы наставнической деятельности должны исходить из того, что эта деятельность не требует от наставника специальных навыков, что наставники - это по определению люди, обладающие хорошими качествами для подражания.
Важно, чтобы будущие наставники соответствовали ряду общих требований к ним:
Наставники слушают |
Они поддерживают зрительный контакт и посвящают наставляемым все свое внимание. |
Наставники рекомендуют |
Наставники помогают наставляемым найти направление в жизни, но не подталкивают их. |
Наставники рассказывают |
Они дают представление о перспективах дальнейшей жизни подростка, определяют цели и приоритеты. |
Наставники обучают |
Наставники рассказывают о жизни и собственной карьере. |
Наставники представляют свой опыт |
Наставники помогают наставляемым избежать ошибок и извлечь уроки из хороших решений. |
Наставники доступны |
Наставники доступны в качестве ресурса и источника совета. |
Наставники критикуют, но конструктивно |
При необходимости наставники указывают области, которые нуждаются в улучшении, всегда сосредоточив внимание на поведении наставляемого, но никогда не на его/ее характере. |
Наставники поддерживают |
Независимо от того, насколько болезненный опыт имеет наставляемый, наставник продолжает поощрять его учиться и совершенствоваться. |
Наставники
точны |
Наставники дают конкретные советы о том, что было сделано хорошо или что может быть исправлено, что было достигнуто, а также показывают преимущества различных действий. |
Наставники неравнодушны |
Наставник интересуется успехами наставляемых в школе, планировании карьеры, а также в их личном развитии. |
Наставники
успешны |
Наставники не только успешны сами по себе, но они также способствуют успехам других людей. |
Наставники вызывают восхищение |
Наставники, как правило, пользуются уважением в своих организациях и в обществе. |