ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе; их способность решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
Составляющие функциональной грамотности
· Читательская грамотность
· Естественно-научная грамотность
· Математическая грамотность
· Финансовая грамотность
· Критическое мышление
· Глобальные компетенции
План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МАОУ ООШ п. Карабашка на 2023/2024 учебный год
Приказ от 12.10.2023 г. №281 "О реализации Плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МАОУ ООШ п. Карабашка 2023-2024 учебном году"
Приказ начальника МОУО-УО Тавдинского городского округа от 11.10.2023 №493 "Об утверждении и реализации Плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Тавдинского городского округа в 2023-2024 учебном году"
План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МАОУ ООШ п. Карабашка 2022-2023 учебный год
Приказ муниципального органа управления образованием управления образованием Тавдинского городского округа от 29.09.2022 №381 "Обутверждении и реализации Плана мероприятий по формированию и оценке функциональной гамотности обучающихся общеобразовательных организаций Тавдинского городского округа в 2022-2023 учебном году"
План мероприятий Декады функциональной грамотности (направление – финансовая грамотность) в МАОУ ООШ п. Карабашка с 30.01 по 09.02.2023 года (Приказ №20 от 18.01.2023г. МОУО _ Управления образованием ТГО)
Приказ МОУО - Управления образованием Тавдинского городского округа № 20 от 18.01.2023 "Оборганизации и проведении Декады функциональной грамотности (направление – финансовая грамотность) в образовательных организациях Тавдинского городского округа с 30.01 по 09.02.2023года (Приказ №20 от 18.01.2023г. МОУО _ Управления образованием ТГО)
План мероприятий ХХХI Рождественских чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» в МАОУ ООШ п. Карабашка с 15.11.2022 по 29.11.2022 г.
ПРИКАЗ МАОУ ООШ п. Карабашка от 17.09.2021г. № 174 "Об организации работы по повышению Функциональной грамотности в 2021-2022 учебном году"
План мероприятий по формированию функциональной грамотности среди обучающихся на 2021-2022 учебный год
Приказ МОУО Управления образованием Тавдинского ГО №351 от 15.09.2021 г. "Об организации работы по повышению функциональной грамотности в2021-2022 учебном году"
Приказ МОУО Управления образованием Тавдинского ГО №371 от 15.09.2021 г. "О реализации Плана мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в образовательных организациях Тавдинского ГО в2021-2022 учебном году"
Таблица курсовой подготовки педагогических кадров по формированию функциональной грамотности МАОУ ООШ п. Карабашка 2021-2022 учебный год
«Формирование и оценка функциональной грамотности – одна из основных задач ФГОС» - презентация для родителей
Ссылка на банк заданий РЭШ https://resh.edu.ru/instruction
Все необходимые для работы материалы для оценки функциональной грамотности, разработанные ФГБНУ «ИРО» находятся по адресам: https://fg.resh.edu.ru/, https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Также банк заданий можно найти на сайте Института стратегии развития образования Российской академии образования по ссылке: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Всероссийский конкурс Финансовая грамотность
2 февраля 2023 года учащиеся 3, 5 классов приняли участие во Всероссийском дистанционном конкурсе «Финансовая грамотность» на портале «Солнечный нейтрино» www.suntrino.ru. И награждены дипломами за 2 место – Кухарев Александр, учащийся 5 класса, 3 место – Лазаренко Вероника, учащаяся 3 класса. Молодцы, ребята!
Квест - игра по финансовой грамотности "Деньги любят счёт"
7 февраля 2023года В МАОУ ООШ п. Карабашка проведена квест – игра по финансовой грамотности «Деньги любят счёт». В мероприятии приняли участие обучающиеся с 3-8 классы. Дети выполняли задания по станциям «Финансовые задачи», «Вокруг света», «Семейный бюджет», «Вечеринка». Показали не только свои знания по финансовой грамотности, но и много интересного, нового узнали в ходе мероприяти
Деловая игра "Семейный чек-лист расходов"
Многие говорят, что деньги как вода – быстро утекают в никуда. Если вы не можете вспомнить, на что потратили внушительную сумму, непонятно, куда уходит зарплата и почему она заканчивается буквально за две недели, не можете накопить на желаемую вещь или отдых, пришла пора заняться тщательным подсчетом своих доходов и расходов. Планирование семейного бюджета – первый шаг на пути к исполнению своих материальных желаний.
03.02.2023г. для обучающихся 2-5 классов МАОУ ООШ п. Карабашка проведена деловая игра «Семейный чек –лист расходов».
Цель: формирование опыта применения полученных знаний по финансовой грамотности и умений для решения элементарных вопросов в области бюджета семьи.
Задачи: -воспитание ответственности и формирование нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование способа использования ограниченных ресурсов в условиях безграничных потребностей;
-развитие коммуникативных навыков учащихся в области финансовой грамотности;
- воспитание бережливости, чувства взаимопонимания;
Во время игры, ребята составляли семейное меню, приобретали продукты для всей семьи на завтрак, обед и ужин и пытались сэкономить семейный бюджет. Работа оказалась не из легких, иногда не всё получалось, возникали споры, но учащимся игра понравилась.
Обучение основам финансовой грамотности - важный этап в развитии ребёнка. Полученные знания помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.
Литературная игра "Сказка ложь, да в ней намёк... или сказочные герои и их денежные истории"
«Сказка ложь, да в ней намёк…
или сказочные герои и их денежные истории…»
С целью формирования основ финансовой грамотности у обучающихся в МАОУ ООШ п. Карабашка 3 февраля 2023года проведена литературная игра «Сказка ложь, да в ней намёк… или сказочные герои и их денежные истории», библиотекарем Лаврентьевой С.В.
Все обучающиеся были поделены на 3 команды: 1 команда – Галишиной Карины, 2 команда – Петровой Анастасии, 3 команда – Алтабаева Влада. Ребята выполняли задания на шести станциях «Финансовая разминочка», «Доходная», «Зарплатная», «Бюджетная», «Фермерская», «Народная мудрость». Каждой команде перед началом игры был выдан кредит, проходя каждую станцию команды платили за вход и отвечая на вопросы и выполняя задания зарабатывали денежные единицы. Так к концу игры у каждой команды появился свой бюджет, по которому и был определен победитель. Дети с интересом проходили станции, решали финансовые задачи, управлялись с бюджетом, зарабатывая денежные единицы. Игра понравилась! Ребята проявили высокую активность, большой интерес и показали хорошие знания в области финансовой грамотности. Победила команда Петровой Анастасии! Молодцы!
Таким образом, данное мероприятие способствовало формированию финансовой грамотности обучающихся, приобретению навыков, которые помогут в практическом применении знаний. Дети будут знать, как правильно пользоваться денежными средствами, которые они заработают во
взрослой жизни.
Информационный час "Безопасный для финансов Интернет"
Финансовая грамотность играет важную роль в жизни каждого человека. Так, 1 февраля 2023 г., в МАОУ ООШ п. Карабашка в рамках Декады функциональной грамотности (направление – финансовая грамотность) состоялся информационный час «Безопасный для финансов интернет» и «Как не попасть в руки мошенников».
Цель данного мероприятия: содействие формированию рационального финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам.
Обучающиеся получили полезную информацию о правилах работы с банковскими картами, о разных способах мошенничества, как вести себя в разных ситуациях, как не стать жертвой мошенничества, как распознать злоумышленника, какие правила поведения необходимо помнить. Также выданы буклеты на тему «Осторожно, мошенники!». Ребята узнали много интересного и полезного для жизни.
XXXI Рождественские образовательные чтения
Выставка рисунков «Отчизны малый уголок»
С 14.11. – 18.11. 2022года в МАОУ ООШ п. Карабашка проведена выставка рисунков «Отчизны малый уголок» среди обучающихся 2-9 классов. А учащийся 5 класса Кухарев Александр принял участие в муниципальном конкурсе рисунков «Отчизны малый уголок» в рамках ХХХI Рождественских чтений.
XXXI Рождественские образовательные чтения
«Неизвестное об известном»
Здравствуй, Морозов!
Дай руку, Павлуша!
Время совсем не помеха для нас!
Громко сердца наши бьются, послушай,
Знаем и верим – ты с нами сейчас!
18 ноября 2022года в МАОУ ООШ п. Карабашка состоялось мероприятие в рамках ХХХI Рождественских чтений под названием «Неизвестное об известном».
Мероприятие посвящалось памяти юного героя Павлика Морозова. Детям было рассказано о жизни, о судьбе простого мальчика, о невинно погибшем подростке. Ведь современные дети вряд ли представляют, кто такой Павлик Морозов, эпоха пионеров – героев ушла. А миф о Павлике Морозове начал активно пересматриваться. Обучающиеся внимательно слушали материал, и по окончании мероприятия все дружно решили посетить музей П. Морозова в д. Герасимовка Тавдинского района.
XXXI Рождественские образовательные чтения
«Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека»
Добротой не гордятся, словно списком заслуг.
Доброта – не богатство, а спасательный круг.
Доброта ходит тихо, ни о чем не крича…
Она с теми, где лихо, там, где гаснет свеча.
Она там, где устало чье-то сердце болит…
Чья-то вера пропала, а надежда скорбит…
Доброта – не реклама, дивидендов не ждет,
Она просто, как мама… и придет и спасет.
Руку нежно положит и заглянет в глаза…
И подняться поможет и минует гроза!
Милосердие и сочувствие требуются в нашей повседневной жизни. И среди нас есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия.
В МАОУ ООШ п. Карабашка 16.11.2022года, в рамках XXXI Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека» состоялся единый классный час «Уроки милосердия», в котором приняли участие обучающиеся со 2 по 9 классы.
Цель классного часа: формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках, положительных нравственных человеческих качествах, таких как милосердие, сопереживание, воспитание гуманности. Обучающимся был показан видеосюжет о Рейчел Беквис, а затем проведена беседа по данному сюжету. Также педагоги обсудили с детьми примеры благотворительности, волонтёрства, сострадания и помощи людям. Проведена познавательная игра «Толерантность и мы».
Классный час был закончен словами: «Когда к вам обратятся за помощью – всегда помогайте. Ведь милосердие – это бесценный дар. Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ!»
Родительское собрание – онлайн «Функциональная грамотность и формирование метапредметных компетенций».
27 октября 2022года педагоги и родители МАОУ ООШ п. Карабашка приняли участие в муниципальном родительском собрании – онлайн «Функциональная грамотность и формирование метапредметных компетенций». Присутствовало 5 педагогов и 8 родителей.
Всем огромное спасибо, за интересные и полезные выступления!
Функциональная грамотность и формирование метапредметных компетенций (презентация)
с 21.03. по 15.04.2022 г. проходит Всероссийская Неделя финансовой грамотности
План недели ФИНАНСОВОЙ Грамотности
Мои финансы. Будь с деньгами на ты! (презентация)
Руководство для участников (презентация)
«
Учись. Сберегай. Зарабатывай».
С 21.03. по 15.04. 2022г. проводилась Неделя Финансовой Грамотности под девизом «Будь с деньгами на ты!», общий слоган Недели «Учись. Сберегай. Зарабатывай».
В рамках этой недели в МАОУ ООШ п. Карабашка состоялись мероприятия на формирование у учащихся основ финансовой грамотности:
01.03.-31.03. – участвовали во Всероссийской онлайн - олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству для 1-9 классов на платформе Учи.ру. Награждены дипломом победителя: Кухарев Сергей -1 класс, Ефимова Варвара -4 класс, Градобоев Никанор- 6 класс; похвальной грамотой: Галишина Карина- 8 класс; сертификатом участника: Лазаренко Вероника- 2класс, Кухарев Александр- 4класс, Тятюшкин Денис, Кухарева Карина- 6 класс, Кухарева Екатерина, Титова Виктория, Алтатбаев Владислав- 8 класс;
23.03. – прошел урок по финансовой грамотности с героями м/ф «Смешарики», для учащихся 1-4 классов;
25.03. – состоялись классные часы в 1-8 классах по темам «Азы финансовой грамотности», «История денег», «Знатоки финансов»;
01.04.- посмотрели Всероссийский тематический урок «Финансовая безопасность» с 1-8 классы;
06.04. – приняли участие в выполнении теста с вопросами в ВК на странице «Мои финансы» - Медюха А, учащаяся 7 класса и Титова В., учащаяся 8 класса;
08.04.- завершающим мероприятием состоялась игра «Знатоки финансовой грамотности», которая способствовала формированию находчивости, сообразительности, и экономической грамотности.
Таким образом, все мероприятия способствовали развитию знаний по финансовой грамотности, а также развитию познавательной активности и критического мышления.
Интеллектуальная игра "Математический бой"
"Математика- царица наук».
24 февраля 2022г., в рамках Декады по функциональной грамотности, в МАОУ ООШ
п. Карабашка была проведена игра «Математический бой». Девизом игры стал лозунг «Математика — царица наук».
Участие в игре принимали команды: начальных классов -1-4 класс «Пятёрочки», 6,7 классов - «Круг», 8 класса - «Плюс». У каждой команды был свой девиз и приветствие жюри. Ведущая игры Носкова Л.И., учитель математики, подготовила занимательные вопросы, увлекательные задания, требующие гибкости мышления, логики и умения применить знания на практике. Строгое жюри, в составе Богатыревой М.А., учителя иностранного языка, Рязановой Г.В., учителя информатики, Собочан Э. Д., педагога дополнительного образования, оценивало находчивость, сообразительность, оригинальность ответов и правильность выполненных заданий. Ребята соревновались в сообразительности, в умении решать сложные задачи. Команды показали не только уровень своей математической грамотности, но смекалку и находчивость.
В итоге игра закончилась результатом: 1 место — команда « Пятёрочки» - 43 балла,
2 место — команда «Круг» - 35 баллов, 3 место — команда «Плюс» - 32 балла. Все команды награждены грамотами. Все участники мероприятия получили заряд бодрости и хорошего настроения.
ВИДЕО
ВИДЕО
ВИДЕО
Рождественские образовательные чтения - 2021!
Как царь народа и отец,
Он нам пример собою дал:
И как мыслитель и творец,
Он жизнь разумную создал.
Его деяний громких славу
Ценить потомство будет век –
И по заслугам, и по праву
Он, Петр, великий человек!
Перелыгин Н.И.
В рамках Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I» в МАОУ ООШ п. Карабашка с 13.12.-21.12.2021года прошел ряд познавательных мероприятий.
Рождественские чтения открыл единый классный час «Петр первый: великий царь, великая эпоха». И ребята, и взрослые еще раз вспомнили о том, какие новшества и преобразования ввел в России человек, названный Великим. Обсудили некоторые высказывания Петра 1: «Кто жесток, тот не герой», «Несчастья бояться — счастья не видать», «Когда государь повинуется закону, тогда не дерзнет никто противиться оному». Пришли к выводу, что многие из них актуальны и сегодня.
Учащиеся 8 класса Титова Виктория и Галишина Карина приняли участие в муниципальной интернет-викторине «Эпоха славных дел».
Семейный онлайн-марафон «Чтение для размышления…» заставил обратиться к книге не только ребят, но их родителей. Звучали отрывки произведений С. Алексеева и А. С. Пушкина. Особо трогательно и искренне прозвучали голоса Ефимовой Варвары - 4 класс, Галишиной Карины -8 класс, Алтабаева Влада - 8 класс.
Ребята начальных классов просмотрели познавательный мультфильм о Петре 1 и выполнили творческое задание: 1-2 классы, попытались сложить парусник в технике оригами, а 3-4 классы, сделали свиток для царского указа и личную печать.
Оформлена выставка-конкурс рисунков «Виват, Петровская эпоха!». Победителем стала ученица 6 класса Кухарева Карина.
Цикл познавательных мероприятий закончился онлайн экскурсией в музеи Санкт-Петербурга и Петропавловскую крепость.
Педагоги поучаствовали в семинаре - практикуме «Культура и быт Петровской Руси: традиции и новации).
Петр I (Петр Великий) – человек-история, его деяния оценены потомками, они бессмертны. Талант Петра I был не автономен; все, что он делал, было связано с Россией, народом, с будущим. Все мероприятия, приуроченные к 350-летия со дня рождения Петра I, направлены на углубление знаний о личности Петра I и его роли в истории России.
Сводная таблица по участию в Марафоне по функциональной грамотности
6-10 декабря 2021 года
МАОУ ООШ п. Карабашка
№п/п |
Мероприятие |
Участники |
1 |
Самодиагностика управленческих команд школ РФ по основным направлениям функциональной грамотности (информационно-образовательная среда elearning.apkpro.ru) |
Ефимова А.В, директор
Деревянникова С, Г., замдиректора по УВР |
2 |
Публичная лекция «Успеваемость и неуспеваемость: почему дети испытывают трудности в обучении». |
Деревянникова С, Г., замдиректора по УВР
Лабанева Л.Е., учитель русского языка и литературы
Носкова Л.И., учитель математики |
3 |
Вебинар «Практико-ориентированные задания как средство развития функциональной грамотности». |
Деревянникова С, Г., замдиректора по УВР
Лабанева Л.Е., учитель русского языка и литературы
Носкова Л.И., учитель математики
Кочугуева И.В., учитель начальной школы |
4 |
Вебинар «Развитие математической грамотности». |
Носкова Л.И., учитель математики |
Просмотрены педагогами
вебинары с 1.12.-13.12.2021год
11 января 2022года в МАОУ ООШ п. Карабашка состоялся педагогический совет на тему «Формирование функциональной грамотности обучающихся». Педагогический совет начала замдиректора по УВР Деревянникова С.Г., сказала, что современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально- грамотных людей.
Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний. Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности. Затем рассмотрели основные шаги по формированию функциональной грамотности:
1. Внесены изменения в ООП НОО, ООО, СОО в части планируемых личностных, метапредметных результатов освоения обучающимися программ, системе оценки достижений планируемых личностных и метапредметных результатов освоения программ.
2. Внесены изменения в рабочие программы по всем предметам. По современным требованиям, все рабочие программы должны предусматривать деятельность по формированию функциональной грамотности. В особенности это касается Русского языка, Литературного чтения, Иностранного языка, Математики, и Окружающего мира в начальной школе; Русского языка, Литературы, Иностранного языка, Математики, Географии, Биологии, Физики, Химии, Обществознания с основной школе.
3. Введен курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для обучающихся 5 – 9 классов.
4. Разработаны рабочие программы «Математическая грамотность», «Естественнонаучная грамотность», «Финансовая грамотность», «Информационная грамотность» и «Читательская грамотность».
5. Внесены изменения в программу воспитания и социализации, обозначив формирование функциональной грамотности как приоритетную задачу.
6. Внесены изменения в положение о внутришкольной системе оценки качества образования (ВСОКО)
7. Обучение педагогов по формированию функциональной грамотности (в нашей школе КПК прошли –7 педагогов, работающих в 1-9 классах.
8. Системное использование на уроках и во внеурочное время всеми педагогами форм и методов обучения, способствующих формированию функциональной грамотности: ролевые игры, деловые игры, работа в группах, парах, метод проектов. Коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся 21 века.
9. Привлечение родителей к совместной деятельности по формированию функциональной грамотности.
Затем педагоги школы выступили с сообщениями о различных модулях функциональной грамотности. Лабанева Л.Е., учитель русского языка и литературы, рассказала о формировании читательской грамотности, Носкова Л.И., учитель математики, рассказала, что такое математическая грамотность, Кочугуева И.В., учитель начальной школы, сказала, что формированием функциональной грамотности необходимо заниматься уже с начальной школы, Деревянникова С.Г, учитель биологии, познакомила с естественно-научной грамотностью, Рязанова Г.В., учитель информатики, с финансовой грамотностью, Богатырева М.А., учитель иностранного языка, с глобальными компетенциями.
Основное внимание при проведении мониторинга качества образования в школе уделяется оценке овладения учащимися общеучебными и интеллектуальными навыками. Для проверки математической грамотности, грамотности чтения, естественнонаучной грамотности и умения решать проблемы разрабатываются комплексные или структурированные задания. Каждое из заданий включает отдельный текст, в котором описывается некоторая проблема, и 1-6 вопросов к нему различной трудности. По результатам выполнения заданий оценивается способность учащихся выявить проблему в тексте и решить ее, применив знания из той или иной предметной области. Очень важно понять каждому педагогу, что данное направление работы касается каждого из нас. Мы все вместе работаем на результат, который покажут наши дети. Именно нам решать чему учить? зачем учить? как учить? А главное - как учить результативно?
Затем замдиректора по УВР познакомила педагогов с результатами и анализом комплексной работы по метапредмету и функциональной грамотности, которая проводилась в 4,7 классах 18 ноября 2021 года. Педагогам были показаны КИМ, работы, проанализированы ошибки по каждой работе и сделаны выводы и даны рекомендации.
По окончании педагогического совета было вынесено решение:
? Педагогам изучить опыт по формированию функциональной грамотности обучающихся в рамках предметных областей;
? Использовать электронный банк заданий по функциональной грамотности на сайте Академии Минпросвещения РФ, использовать вебинары и семинары ИРО СО;
? Всем педагогам апробировать и внедрять технологии, обеспечивающие формирование функциональной грамотности в урочное и внеурочное время;
? Администрации организовать посещение уроков, с целью использования педагогами технологий по внедрению функциональной грамотности;
? Провести открытые уроки, с целью поделиться опытом по использованию технологий, способствующих внедрению в учебных процесс функциональной грамотности;
? Создать банк заданий, отвечающих формированию функциональной грамотности обучающихся, каждому педагогу в методическую копилку.
? Классным руководителям на родительских собраниях проинформировать родителей о функциональной грамотности;