Официальный сайт    

   Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п.Карабашка

Школьная служба примирения

 

 Приказ №35 от 22.01.2024 "О назначени куратора Школьной службы примирения"

Положение о школьной службе примирения

Сайт: www.школьные-службы-примирения.рф

План работы ШСП

Формы документов (образец)

Алгоритм действий ШСП

Согласие на обработку ПД

Школьная служба примирения (презентация)

 

                    Школьная служба примирения

      Цель:   распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительные технологии, переговоры и другие способы); помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительного примирения;

 Задачи:

·        проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций («кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;

 

·        обучение учащихся и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;

        ·      организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о            миссии, принципах и восстановительных технологиях.

 

Служба примирения  - это утвержденная приказом директора команда, которая поддерживает и развивает в образовательной организации восстановительный  подход к решению конфликтов и реагированию на правонарушения несовершеннолетних.  В службу примирения, входят взрослые специалисты службы примирения (медиаторы) работающие с конфликтами между взрослыми (педагогами  детьми, педагогами и родителями, родителями и администрацией и т.п.),  и правонарушениями  несовершеннолетних (хищения, драки и т. п.),  и несколько учеников старших классов, помогающих решать конфликты  своим сверстникам.  Деятельность службы примирения  направлена на:

·         Обучение  школьников и педагогов конструктивным способам общения, способности принимать согласованные решения и сотрудничать — прежде всего, через опыт решения реальных конфликтных ситуаций.  

·         Первичную профилактику, когда явного конфликта нет, но есть риск его возникновения  в дальнейшем (например, проведения Кругов сообщества с детьми при слиянии двух классов в один, с родителями   первоклассников,   с детьми и их родителями при переходе в среднюю школу и так далее). 

·         Первичную профилактику (конфликта еще нет, но участниками чувствуется напряженность, на пример по результатам исследования межэтнической напряженности или по запросу классного руководителя/родителей).

·         Урегулирование конфликтов между школьниками (учащимися), а также учащимися и педагогами.

·         Урегулирование конфликтов между педагогами и родителями.

·         Согласование позиций и интересов детей, родителей и педагогов по отношению к образовательному процессу, большей включенности родителей и ответственному поведению детей. 

·         Вторичную профилактику  и работу с ситуациями драк, краж, порчи имущества и т. п. (в том числе по  делам, переданным в КДН и ЗП). 

·         Сложным многосторонним конфликтам между всеми участниками образовательного процесса (когда в конфликт так или иначе включены дети, родители, педагоги, администрация, органы управления образованием, СМИ и так далее) — с привлечением территориальных и городских служб примирения.

Таким образом, активная Служба примирения реализует и профилактические задачи,  развивая  в школе культуру совместного, ответственного и мирного взаимодействия.    Служба примирения проводит восстановительные программы: «Программа примирения (медиация)»,  «Круг сообщества»  для работы с конфликтами  класса или родительского собрания, «Круг ответственности»  для профилактики конфликтов, «Школьно-семейный совет»  в случае конфликтов и недопонимания между родителями, администрацией и педагогами, и т.д. Специалисты Службы примирения осваивают проведение данных программ в ходе обучения, организуемого практикующими специалистами городской службы примирения и Всероссийской ассоциации восстановительной медиации.

В чем смысл службы примирения и в чем отличие от работы с конфликтами психологов, педагогов, администрации, правоохранительных органов?

1. Должно произойти взаимопонимание, то есть каждая сторона спора (конфликта) должна понять (переосмыслить) свою ситуацию и ситуацию другого человека. Поскольку в конфликте способность людей к пониманию нарушена, то между ними должен произойти открытый диалог, в ходе которого они  договорятся о решении, которое устроит  всех участников конфликтной ситуации.

2. Стороны конфликта должны собраться вместе  «за круглым столом» и  сами  без внешних подсказок и советов пройти путь от поиска выхода и согласования решения до его  реализации, чтобы обрести уверенность и способность самим решать подобные ситуации в дальнейшем.

3. Между участниками ситуации не должно остаться обиды, вражды, предубеждений. Если кто-то в ситуации  чувствовал себя жертвой– важно,  чтобы он вышел их этого состояния, не мстил и не припоминал обидчику случившееся.

4. Обидчик должен сам приложить максимальные для себя усилия, чтобы исправить  обиду и вред, которые причинил людям.  В случае взаимного причинения вреда (что часто случается в школе) -  каждый заглаживает причиненный  другому вред. 

5. Случившееся должно стать для всех уроком, участники ситуации должны приложить усилия и договориться, что они будут делать,  чтобы подобное не повторилось.

6. Значимые для участников конфликтной ситуации люди, которых они уважают,  должны поддержать их усилия, направленные на исправление ситуации и неповторение подобного в будущем. Важный смысл заключается в восстановлении конструктивной родительской позиции, сочетающей  баланс поддержки и воспитательного влияния на своих детей, участвующих в конфликтной ситуации.

           Поскольку многие люди как представители общества считают важным именно такие принципы решения конфликтов в школе, то  с большой вероятностью и конфликтующие  согласятся, что их ситуацию надо решать, опираясь на эти же принципы. То есть для нас важно не любое решение конфликтной ситуации (сотрудники школы,  конечно умеют решать многие конфликтные ситуации), а именно решение, в котором участниками конфликта будут реализованы указанные выше восстановительные принципы.

Некоторые люди и сами решают многие свои конфликты, но другие даже не признают наличие конфликта и  своей роли в нем. Их позицию можно выразить словами «я ни с кем не конфликтую, просто выполните мои требования,  а я в своих действиях ничего в себе менять не буду; а если вы мои требования не выполните,  то я буду писать на вас жалобы в департамент образования, СМИ, прокуратуру…». В пылу конфликта у людей способность к пониманию и конструктивному выходу из ситуации нарушена сильными переживаниями, предубеждениями, стереотипами (наказать, отомстить, написать жалобу и пр). Поэтому для включения в восстановительные программы именно тех, кто изначально договариваться  и принимать на себя ответственность за решение ситуации не собирался, нужен специалист службы примирения, владеющий восстановительным подходом,   позволяющим с большой вероятностью  передать сторонам конфликта ответственность за ее решение с учетом восстановительных принципов.  Специалист службы примирения предварительно встречается со сторонами конфликта (при необходимости включая педагогов и родителей) и подготавливает их к переговорам. Без этой подготовки очень большой риск, что на встрече воспроизведутся все резкие эмоциональные высказывания и конфликт усилится, либо перерастет в скрытые формы -  бойкот, саботаж, сплетни, «стрелки», оскорбления  в сетях и пр. И наоборот, настроенные на  спокойный диалог стороны как правило без предубеждений  приходят к взаимному пониманию и соглашению.  Техники, навыки, порядок  работы специалиста службы примирения осваивается на практико-ориентированных тренингах у специалистов, которые сами должны иметь большой практический опыт  проведения медиации и восстановительных программ в образовательной сфере[1].

Часто при реагировании на конфликты вне службы примирения мы слышим от педагогов такие фразы:

 - «Поставь себя на его место, а если бы с тобой так поступили»  

Но если бы ребенок мог ставить себя на место другого, то и не сделал бы того, что сделал. Если мы хотим, чтобы он ставил себя на место другого, то пусть тот другой (а не взрослый за него) и расскажет, чем для него была данная ситуация, что его больше всего в ней задело и к каким  последствиям для него она привела. Но это возможно, люди готовы слушать  друг друга «с открытым сердцем», а не придумывать тем временем в своей голове самооправдания и ответные обвинения.  

 - «Ты все теперь понял?»

Неужели ребенок на это вопрос ответит  «я не все понял, объясните мне еще раз?». Формальный вопрос приучает его давать социально желаемый ответ «Конечно все понял, теперь  мне уже можно о вас уйти?».  Если мы хотим осознания, то важнее не подсказывать ему социально желательный ответ, а задавать вопросы на понимание им последствий ситуации вопросы о том, какой он сам видит выход из ситуации.  Но это возможно только при доверительных  отношениях и без морализаторских и обесценивающих высказываний.  

-  «В конфликте виноваты оба».

Вообще, вопрос вины  -  это вопрос юридический и предполагающий, что человек может доказывать свою невиновность, а школа – учреждение образовательное. А могут быть  конфликте оба правы? Может каждый в споре отстаивал свою правоту, как он ее видит и у каждого могут быть вполне благородные основания для своей правоты, разве нет? Конечно, возможно они не нашли другого способа выразить свою правоту, чем вступить в конфликт (что привело к негативным последствиям), но разве иногда правота не стоит того, чтобы ее отстаивать? Всегда ли надо уступать только потому, что говорят «конфликт это плохо»? Мы считаем, что важнее обсуждать не вину,  а причиненный другому человеку вред. Важнее учить ребят отстаивать  правоту не причиняя вред окружающим, а если не удалось – то самим заглаживать причиненный вред.

Часто спрашивают: «А что же в отсутствии наказания и жестких мер обеспечит результативность восстановительного подхода и осознанность участников конфликта»?

Механизмы, обеспечивающие результативность восстановительных программ – следуют из принципов:

1.       Рефлексия (переосмысление и анализ) человеком своей ситуации. Если участник конфликта (или правонарушения) будет смотреть на ситуацию после медиации так же как и до нее, значит он придет к тем же самым деструктивным выводам и действиям. Поэтому специалист службы примирения (медиатор) организует процесс рефлексии ситуации, помогая переосмыслить ситуацию, взглянуть на нее с разных сторон, что способствует нахождению решения, которое сначала участникам не было очевидно.

2.       Понимание человеком последствий своих действий. Обычно  ребенку говорят норму, которую он нарушил (устав школы, закон, правила поведения и пр.) и винят его в нарушении нормы. Но мы считаем что важнее, чтобы он «встретился» с последствиями своих действий по отношению к пострадавшему человеку, слушал «с открытой душой»  другого и стремился понять, какой вред и обиду он ему причинил. Если он услышит и поймет вред для человека, ему проще будет прочувствовать его  и свои переживания. Но произойти это может только в атмосфере безопасности и безоценочности, чего практически не случается на педсоветах, при административном реагировании и тем более на заседании совета профилактики или КДНиЗП.

3.       Самостоятельное исправление обидчиком причиненного вреда. Если он приложит собственные усилия для исправления вреда, то с большей вероятностью ситуация станет для него уроком, который он не захочет повторять.

4.       Составление плана, что конкретно он будет делать, чтоб подобное не повторилось. Причем  из того, что не делал ранее. Ведь если он раньше старался не допустить конфликта\правонарушения и оно все равно случилось, значит предыдущие действия не привели к результату и ему нужно найти новые, более результативные

5.        Восстановление баланса поддержки и контроля над ребенком со стороны родителей. Принятие  родителями не только взгляда на ситуацию со стороны ребенка, но и со стороны других участников. Медиатор не может воспитывать и контролировать ребенка, но он может пригласить на встречу родителей, друзей и других людей, которых уважает ребенок[2], и со стороны которых он будет готов услышать и принять воспитательное  влияние.

6.       Составление договора самими участниками, с которым согласна и та, и другая сторона. Поскольку они сами прикладывали усилия к его составлению, то  с большей вероятностью они будут считать его справедливым и сами  его выполнять.

Таким образом,  служба примирения несет воспитательный потенциал (не дисциплинарный, не морализаторский и не контролирующий, а именно воспитательный) в форме  трансляции  образцов культурного выхода из проблемной ситуации.

 

Дата последнего обновления страницы 03.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения